Блог Глеба Шулишова

Без всякой спешки

Иногда мне нравится посмотреть, что-то невероятно медленное, нединамичное и не вовлекающее.

Когда со всех экранов кофеинизированные экстраверты на тебя улыбаются, на тебя машут руками, и на тебя кричат «быстрее, выше, сильнее» — бывает, очень хочется увидеть и услышать кого-то полностью противоположного.

После просмотра «Мстителей» мне хочется посмотреть Тарковского или Бергмана. А в этот раз медленное документальное кино.



Я посмотрел минималистичную документальную работу англичанина Томаса Лича о великом американском уличном фотографе Соле Лейтере. Герой фильма 55 лет жил в одном и том же райное Нью-Йорка и фотографировал одни и те же улицы на протяжении более полувека.



Первое, что удивляет, сам Лейтер не считает себя сколь либо достойным того, чтобы стать героем документальной истории. Он не рисуется, он и правда искренне считает, что большинство вещей в жизни, которым мы придаём столько значения, вовсе не имеют никакого значения.

К этим вещам — не имеющим особого значения — он причисляет и себя самого, и свои фотографии.

Томас его снимает, задаёт ему разные вопросы, а Сол ему говорит, «вот потому я и люблю одиночество, потому что как только оказываешься в компании людей, то нужно сразу всё объяснять, почему-то, почему это… неужели нельзя просто, что-то делать, не объясняя?»



Второе, что удивляет, это полное отсутствие у него хоть какого-то стремления к тому, чтобы показать свою работу, заявить о себе. Он говорит: «У меня вышла всего одна фотокнига. Но разве этого мало?»

Сол похож на человека, который всю свою жизнь живёт моментом, мгновением и не очень-то беспокоится, что там будет потом.

Его плёнки, негативы, слайды, картины, фотографии заполняют абсолютно всё его жилое пространство, но ему, кажется, до этого нет никакого дела. «Порядок, беспорядок — какая разница?» — говорит он. И ещё бурчит под нос: «Приезжают тут всякие из Европы, разбирайся теперь ради них в этом барахле…».


Если и смотреть этот фильм, то не ради каких-то инсайтов, отрытий или откровений. Этот фильм нужно смотреть только ради его настроения. Настроения «In no great hurry», то есть «без всякой спешки» — прямо по Омар Хаяму — «кто понял жизнь, тот больше не спешит». Не спешит и Сол Лейтер — «А зачем спешить? Куда?» — спрашивает он у своего же интервьюера — «Я вообще люблю откладывать всё на потом».



Лично я не люблю откладывать на потом, всё стараюсь делать чётко, видеть ситуации на несколько шагов вперёд, приводить хаос в космос. Поэтому было так интересно посмотреть на полностью противоположный образ мыслей, образ жизни — неспешный, беззаботный, стремящийся не к успеху, а к доброте и счастью.

Если у вас есть сейчас потребность замедлиться и вы испытываете хоть какую-то симпатию и интерес к уличным фотографам, то почему бы и не посмотреть?
коротко